Убеждение, что гранулированный чай однозначно проигрывает листовому, ошибочно. Качественное сырье и четкое соблюдение технологии производства позволяют выпускать продукт высокого класса, который с удовольствием пьют на завтрак даже английские лорды. Как получают гранулированный черный чай, в чем его преимущества и недостатки, по сравнению с листовым, разберемся в этой статье.
Что собой представляет гранулированный чай
На полках магазинов этот сорт чай можно узнать по аббревиатуре СТС – заглавным буквам английских слов «crush, tear, curl», которые переводятся как «давить, рвать, скручивать». Вкратце, это и есть описание технологии производства. То есть, сорванные вручную листья с плантаций проходят процесс завяливания, а затем попадают в цех, где на специальном комбайне измельчаются в кашицу и с помощью огромного вращающегося барабана гранулируются. Далее следуют этапы ферментации, сушки, сортировки и упаковки.
На стадии сортировки гранулы отбираются по размеру: самые большие отправляются на фасовку в рассыпном виде, средние и мелкие – в пакетики.
Выпускать чай сорта СТС экономически выгодно: выход продукта, произведенного по данной технологии, больше на 20-30%, по сравнению с листовыми сортами, так как в переработку попадают не только листья, а и черенки. Но не стоит думать, что от этого теряется качество. Наоборот, измельченные черенки делают вкус напитка ярче и насыщеннее, а за счет более высокого содержания теина (чайного кофеина) обладают бодрящим действием.
Почему гранулированный чай считают низкосортным
Репутацию сорту СТС значительно подпортила Грузия, занявшись его производством в 70-80 годах прошлого века. Продукт получался низкого качества из-за изменения технологии: вместо ручного сбора чайные кусты косили комбайнами. Соответственно, в сырье попадало много примесей, от которых страдал и вкус, и запах напитка.
Сегодня от грузинского гранулированного чая остались только воспоминания, и продукт марки СТС постепенно реабилитируется в глаза потребителя. Самые крупные современные фабрики по его производству расположены в Индии и Кении. Увидев на упаковке одну из этих стран, можете не переживать за качество товара. Еще один показатель для выбора – бренд. Если торговая марка специализируется на выпуске и листового, и гранулированного чая, то оба продукта будут качественными.
Недостатки и преимущества
Главный минус гранулированного чая – менее яркий аромат, чем у листового сорта. Это свойство теряется в процессе интенсивного окисления сырья.
Плюсов больше:
1. Быстрое заваривание – наслаждаться насыщенным, терпким вкусом можно уже после 30 секунд после добавления кипятка в чашку с заваркой.
2. Экономичный расход – продукта в гранулированном виде понадобится в 2 раза меньше, чем листового, чтобы получить одинаковый по интенсивности вкуса напиток.
3. Меньшая цена – за счет более дешевой технологии производства снижается стоимость товара.